ТР-Серт   »   Сертификация систем менеджмента   »   Документы, формы и бланки

 


Переход к букве алфавита: А Б В Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ц Э


А 

Аккредитация (accreditation): Подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия и служащее официальным признанием его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия.
Анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Апелляция (appeal): Запрос представителя объекта оценки соответствия в орган по оценке соответствия или орган по аккредитации о пересмотре решения, принятого этим органом в отношении данного объекта.
Аттестат аккредитации: документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определённой области аккредитации.
Аудит (проверка) (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев.
Аудитор (auditor) (эксперт): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
Аудитор-стажёр (далее стажёр): работник, имеющий высшее, среднее или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации, но не имеющий практического опыта в области подтверждения соответствия.
↑ вернуться наверх

Б

Беспристрастность (impartiality): Фактическое и воспринимаемое наличие объективности.
↑ вернуться наверх

В

Валидация (verification): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Верификация (validation): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
Внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы менеджмента, установленные организацией.
Выводы (наблюдения) аудита: результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.
Высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.
↑ вернуться наверх

Д

Держатель сертификата: организация, на чьё имя выдан сертификат соответствия.
Дискриминация по отношению к заявителю: непосредственное ущемление интересов и прав заявителя, когда в отношении него по каким-либо дискриминационным признакам совершают менее выгодные ему действия, чем для других лиц в равноценной ситуации.
Документ (document): Информация, представленная на соответствующем носителе.
↑ вернуться наверх

Ж

Жалоба (претензия) (complaint): В отличие от апелляции, выражение неудовлетворённости деятельностью органа по оценке соответствия или органа по аккредитации со стороны какого-либо лица или организации с ожиданием ответа.
↑ вернуться наверх

З

Заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации.
Запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
Заявитель (заказчик): Организация (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), обратившийся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации.
Значительные несоответствия (категория 1): несоответствие системы менеджмента, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.
↑ вернуться наверх

И

Инспекционный контроль (surveillance): Систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии.
Интегрированный аудит: Особый вид комбинированного аудита, в ходе которого зрелость системы менеджмента в организации и высокая квалификация аудиторской группы позволяют сократить время проведения аудита за счёт возможности более эффективной работы в ходе аудита.
Интегрированная система менеджмента: Система менеджмента, построенная на интегрированном внедрении двух или более стандартов/технических условий на системы менеджмента.
Информация (information): Значимые данные.
↑ вернуться наверх

К

Качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
Комбинированный аудит: Это аудит, программа оценки в ходе которого включает в себя требования более чем одного стандарта/нормативного документа для систем менеджмента (Система менеджмента качества + Система экологического менеджмента, Система менеджмента качества + Система экологического менеджмента + Система менеджмента охраны труда и техники безопасности и т.д.).
Компетентность (competence): Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.
Комиссия: Один или несколько экспертов, проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.
Контракт (contract): Обязывающее соглашение [ГОСТ ISO 9000-2011].
Конфиденциальность (confidentiality): Свойство информации быть недоступной и закрытой для неавторизованного индивидуума, логического объекта или процесса.
Конфликт интересов: Ситуация, при которой личная заинтересованность должностных лиц влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами Органа по сертификации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам Органа по сертификации.
Корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.
Критерии аккредитации: совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определённой области аккредитации.
Критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований.
↑ вернуться наверх

М

Малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное, несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента.
Менеджмент (management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Менеджмент качества (quality management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией  применительно к качеству [ГОСТ ISO 9000-2011].
↑ вернуться наверх

Н

Национальный орган по аккредитации: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
↑ вернуться наверх

О

Область аккредитации: Сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Область аудита: Содержание и границы аудита.
Область сертификации: Область применения системы менеджмента, заявляемая организацией-заказчиком и подтверждаемая органом по сертификации.
Общие требования к интегрированным системам менеджмента: Требования, содержащиеся во всех стандартах, имеющих отношение к интегрированной системе менеджмента, и последовательно употребляемые в системе менеджмента и требования ГОСТ Р 53893-2010.
Объективное свидетельство (objective evidence): Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.
Организационная структура (organizational structure): Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Отмена (withdrawal, revocation): Прекращение действия заявления о соответствии.
Особые требования к интегрированных системам менеджмента: Требования, содержащиеся не во всех стандартах, имеющих отношение к интегрированной системе менеджмента, и последовательно употребляемые в системе менеджмента.
Оценка соответствия (conformity assessment): Доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
↑ вернуться наверх

П

План аудита (audit plan): Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.
Политика в области качества (quality policy): Общие намерения и направление деятельности организации  в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Поставщик (supplier): Организация или лицо, предоставляющее продукцию.
Потребитель (customer): Организация или лицо, получающее продукцию.
Предупреждающее действие (preventive): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
Приостановка (suspension): Временное признание недействительным заявления о соответствии всей или части установленной области подтверждения соответствия.
Проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.
Проектирование и разработка (design and development): Совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс  или систему.
Программа аудита (audit programme): Совокупность нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
Продукция (product): Результат процесса.
Процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Процесс: совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
↑ вернуться наверх

Р

Работник (worker): Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Риск: Вероятность события, которое окажет воздействие на поставленные цели.
Руководство по качеству (quality manual): Документ, определяющий систему менеджмента качества организации.
↑ вернуться наверх

С

Свидетельство аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которая имеет отношение к критериям аудита и могут быть проверены.
Система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Система менеджмента (management system): Система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Система менеджмента качества (quality management system): Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система экологического менеджмента (environmental management system), СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления её экологическими аспектами.
Система добровольной сертификации: Совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы сертификации в целом. 
Соответствие (conformity): Выполнение требований.
↑ вернуться наверх

Т

Технический эксперт (technical expert): Лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания и опыт по специальному вопросу.
Требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
↑ вернуться наверх

У

Уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
Удовлетворенность потребителей (customer satisfaction): Восприятие потребителями степени выполнения их требований.
Управление качеством (quality control): Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
↑ вернуться наверх

Ц

Цели в области качества (quality objective): То, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.
↑ вернуться наверх

Э

Эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
↑ вернуться наверх