ТР-Серт » Вопросы

Существуют установленные правила проведения сертификации системы менеджмента, подробное описание которых Вы можете найти на страницах сайта в разделе "сертификация систем менеджмента".

Весь порядок сертификации можно разделить на четыре важных этапа Вашего взаимодействия с органом по сертификации систем менеджмента "ТР-Серт".

1. Вы — Подготавливаете систему менеджмента Вашей организации к сертификации.*
— Изучаете информацию о порядке проведения сертификации в разделе сайта Сертификация систем менеджмента или связываетесь с нами для консультации по порядку проведения сертификации.*
Для связи с нами Вы можете воспользоваться:
• Разделом контактные данные;
• Заказом обратного звонка наших сотрудников.
— Подаете заявку на сертификацию системы менеджмента одним из удобных для вас способов.
Подать заявку на сертификацию можно:
• отправив заполненную форму заявки по адресу электронной почты info@tr-sert.ru;
• заполнив форму заявки через онлайн-сервис.
2. ОС СМ "ТР-Серт" — Связывается с Вами и устанавливает устойчивый контакт.
— Консультирует Вас по порядку проведения сертификации.*
— По Вашему запросу активирует Ваш личный кабинет заявителя.
— Анализирует полученную заявку и принимает решение о возможности проведения сертификации.
3. Вы — Заключаете договор с нашим юридическим лицом ООО "ТР-Серт".
— Оплачиваете этапы работы согласно заключенному договору.
— Высылаете нам необходимые для анализа документы, согласно перечню.
4. ОС СМ "ТР-Серт" — Формирует и согласует с Вами состав комиссии по аудиту.
— Проводит анализ полученной документации (первый этап сертификационного аудита).
— Организует и проводит аудит на Вашем предприятии (второй этап сертификационного аудита).
— Принимает решение о выдаче сертификата по результатам проведенного аудита. В случае положительного решения регистрирует и выдает сертификат соответствия.
— Организует и проводит инспекционный контроль согласно заключенному договору.

*) ОС СМ "ТР-Серт" не предоставляет консультационных услуг по подготовке к сертификации систем менеджмента и не участвует в их создании. ОС СМ "ТР-Серт" может консультировать только по порядку и условиям проведения сертификации подготовленной системы менеджмента.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


Организация-заявитель не оплачивает "получение сертификата" в органе по сертификации ОС СМ "ТР-Серт".

Организация-заявитель оплачивает проведение объективной оценки соответствия действующей в организации системы менеджмента требованиям соответствующих стандартов. Результатом этой оценки может стать признание или непризнание соответствия системы менеджмента требованиям. В зависимости от результатов ОС СМ "ТР-Серт" может выдать или (соответственно) не выдать сертификат соответствия.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


В соответствии с действующим законодательством и правилами[1] орган по сертификации систем менеджмента "ТР-Серт" обязан обеспечивать объективность и беспристрастность принимаемых решений при оценке соответствия. В числе иных способов объективность решений достигается за счет полной предварительной оплаты организацией-заявителем мероприятий по проведению сертификации системы менеджмента согласно заключаемым договорам.

Стоимость проведения сертификации системы менеджмента в ОС СМ "ТР-Серт" рассчитывается в соответствии с установленными методиками.

Примечание - Будьте бдительны: если какой-либо орган по сертификации предлагает Вам иной способ оплаты проведения сертификации, его действия не могут быть расценены как беспристрастные, и с высокой долей вероятности орган по сертификации может лишиться права заниматься основной своей деятельностью в любой момент.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


Кабинет заявителя ОС СМ "ТР-Серт" - это онлайн сервис, предоставляемый нашим сайтом организациям, принявшим решение проводить сертификацию системы менеджмента в ОС СМ "ТР-Серт".

В кабинете заявителя Вы найдете:
- информацию о текущем этапе прохождения сертификации Вашей системы менеджмента;
- подробную историю операций по сертификации Вашей системы менеджмента, начиная с момента активации Вашего кабинета;
- статус действия Вашего сертификата соответствия;
- pdf-версию Вашего сертификата соответствия;
- подробные контактные данные назначенного Вам эксперта.

Кабинет заявителя можно активировать в любой момент договорных отношений. В кабинет заявителя предоставляется доступ неограниченному количеству представителей организации-заявителя при подтверждении их представительских прав.

Подробные инструкции и особенности указаны на страницах раздела Кабинет заявителя. Пример того, как выглядит и какую информацию содержит кабинет заявителя ОС СМ "ТР-Серт" Вы можете найти, перейдя по следующей ссылке.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


Сама ситуация, в которой Вы используете в своей работе термины и определения, отличающиеся от используемых аудитором или установленных в тексте стандартов, однозначно, не является несоответствием. Вы можете использовать те термины и определения, которые Вам удобны для работы. Аудитор же, напротив, обязан разобраться в терминологии, используемой Вашей организацией, и найти их связь с терминами, указанными в соответствующих стандартах на системы менеджмента.

С другой стороны, требования, связанные с применением тех или иных терминов, установленных в стандартах на системы менеджмента, должны быть выполнены. Если в ходе аудита выясняется, что применение собственных терминов организацией-заявителем приводит к невыполнению требований стандарта на систему менеджмента, то факты невыполнения требований стандарта являются несоответствиями.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


Ответ на этот вопрос приведён в разделе "Сертификация систем менеджмента" на странице "Порядок проведения сертификации".

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также международными соглашениями и правилами сертификация систем менеджмента является исключительно добровольной. То есть, организация однозначно НЕ обязана проводить сертификацию своей системы менеджмента.

Однако существует ряд условий, при которых сертификация систем менеджмента становится критически важным фактором деятельности организации. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

1. Подтверждение соответствия продукции по схемам сертификации 2С, 6С, 8С и схеме декларирования 6Д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982[1] утверждён единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствия. Вся продукция, приведённая в указанных перечнях, подлежит подтверждению соответствия в обязательном порядке в соответствии с законодательством России.

Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621[2] установлен порядок применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза. Среди установленных схем имеются схемы сертификации 2С, 6С, 8С и схема декларирования 6Д, предусматривающие в качестве элемента "Оценка производства" сертификацию системы менеджмента.

Пунктом 18 указанного Решения № 621 установлено, что система менеджмента качества должна быть сертифицирована органом, включённый в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза[3]. По состоянию на сентябрь 2016 года в данный перечень внесены исключительно органы по сертификации продукции, а органы по сертификации систем менеджмента, аккредитованные на национальном уровне отсутствуют. До их появления в указанном реестре в качестве равнозначных считаются Реестры аккредитованных лиц, ведущиеся на национальном уровне. В России этот Реестр[4] ведётся Федеральной службой по аккредитации[5] в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"[6]. ОС СМ "ТР-Серт" аккредитован в национальной системе аккредитации и имеет право выдавать сертификаты соответствия систем менеджмента соответствующего уровня признания.

Альтернатива: Технические регламенты Таможенного союза всегда содержат схемы сертификации, альтернативные схемам 2С, 6С и 8С (например 1С), не предусматривающие сертификацию системы менеджмента. Организация, заявляющая о соответствии продукции, в праве выбрать схему сертификации продукции по своему усмотрению: предусматривающую сертификацию системы менеджмента или не предусматривающую её.

2. Прямое требование потребителя при заключении юридически обязывающих соглашений

В последнее время потребители при взаимодействии "бизнес-бизнесу" (b2b) требуют в качестве обязательного условия совместной работы сертификат соответствия системы менеджмента различного уровня признания. Государственные службы это требование включают практически на постоянной основе. Иностранные потребители, как правило, трепетно относятся к наличию соответствующей системы, имеющей сертификат соответствующего уровня признания и выданные соответствующими органами по сертификации.

Такое требование от потребителя к поставщику является законным, как и любое иное требование по качеству поставляемой продукции. Потребитель в праве отказаться от заключения договора при отсутствии этого условия в договоре, а при наличии в договоре этого требования имеют право требовать его исполнения.

Альтернатива: Каждый поставщик вправе выбирать, кому поставлять свою продукцию. Если вы не желаете сертифицировать свою систему менеджмента, то либо Вам придётся договариваться с потребителем о другой схеме подтверждения соответствия Вашей системы менеджмента требованиям (например, аудит потребителем), либо отказываться от взаимодействия с ним.

3. Желание высшего руководства или управляющей компании

Намерение высшего руководства (как и управляющей компании) не только внедрить систему менеджмента, но и получить сертификат соответствия (помимо вышеуказанных целей) может быть обусловлено также:
а) желанием получить объективную оценку результата внедрения системы менеджмента со стороны лиц, не участвовавших во внедрении системы;
б) желанием продемонстрировать престиж, статус, повысить репутацию организации;
в) желанием получить дополнительную "красивую бумагу на стену в офис".

Альтернатива: Как правило, указанные желания, если нет иных, объективных факторов, быстро уходят на второй план при оценке финансовой эффективности мероприятий по сертификации. Например, оценка результативности внедрения системы менеджмента может быть (и должна быть) осуществлена в рамках внутренних проверок системы менеджмента, а наличие дорогостоящего сертификата на стене генерального директора (или на сайте организации) не всегда является столь очевидным конкурентным преимуществом, как это может показаться.


ИТОГО: существуют разные - очевидные и не очень - причины получения сертификата на внедрённую систему менеджмента организации, однако ни одна из них в соответствии с законодательством России не является обязательным требованием. Каждая организация в праве самостоятельно решать, сертифицировать ли свою систему менеджмента.

16.09.2016
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


Для начала стоит отметить, что переход между стандартами серии ISO 9000 "Системы менеджмента качества" традиционно сопровождается проведением новой сертификации системы менеджмента. Вопрос "почему?" мы затронем чуть позже, во второй части статьи. Пока разберёмся,
Почему в 2011 году при переходе с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 на ГОСТ ISO 9001-2011 в этом не было необходимости.

Национальный (государственный) стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (обратите внимание на обозначение стандартов - это важно для понимания темы) являлся идентичным переводом международного стандарта ISO 9001:2008. Это означает, что требования двух данных документов абсолютно одинаковы с той лишь разницей, что они изложены на разных языках. Стандарт ISO 9001:2008 был выпущен в 2008 году и будет отменён в сентябре 2018 года. Поэтому заявители могли наблюдать на всех правильно выданных сертификатах соответствия следующую фразу: "... соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)".

1 июля 2010 года был образован Таможенный союз, в состав которого входят к настоящему времени (сентябрь 2016) пять стран участниц (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия). В числе прочих документов в рамках Таможенного союза стали утверждаться общие требования к системам менеджмента качества, и уже в 2011 году был издан и введён в действие международный стандарт (в рамках Таможенного союза) ГОСТ ISO 9001-2011. Данный стандарт в точности повторяет требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и также является идентичным переводом международного стандарта ISO 9001:2008 (того же самого). Поэтому заявители могли наблюдать на всех сертификатах соответствия, выданных после введения в действия нового стандарта следующую фразу: "... соответствует ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008)". Заметьте - международный стандарт, в обоих случаях указанный в скобках, один и тот же.

Таким образом получилось, что требования ISO 9001:2008, требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и требования ГОСТ ISO 9001-2011 абсолютно идентичны друг другу. Поэтому в 2011 году держатели сертификатов соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2008 могли доказательно заявлять, что они в равной степени соответствуют и требованиям ГОСТ ISO 9001-2011. На основании этого же органы по сертификации систем менеджмента имели право, например, при очередном инспекционном аудите выдать им сертификат на новый ГОСТ ISO 9001-2011. Данный переход, по сути, является исключением из общего правила.


Рисунок: Идентичность требований различных стандартов на системы менеджмента качества.

Почему при переходе между ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 года требуется проходить новую сертификацию системы менеджмента? Можно ли пройти "досертификацию"?

В 2015 году Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила новую версию стандарта ISO 9001:2015, который вводится взамен ISO 9001:2008. Это означает, что требования ISO 9001:2008 с сентября 2018 года (трёхлетний период перехода) более не будут существовать, а сертификаты, выданные на соответствие ранее изданному стандарту просто станут недействительными. Уже сейчас многие потребители требуют в тендерах соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 года вместо ГОСТ ISO 9001-2011, хотя последний пока ещё действует (до сентября 2018 года). Это заставляет держателей сертификата переходить на новый стандарт.

Даже самый поверхностный сравнительный анализ ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)  покажет значительное отличие этих двух стандартов и их требований. Основные принципы серии стандартов были сохранены, однако их содержание во многом было пересмотрено, введены новые понятия, изменения коснулись также и воззрения на некоторые ранее существовавшие требования. В общем, стандарт был переписан, как говорится, "с чистого листа" и требования отличаются в очень многих аспектах.

Это означает, что орган по сертификации систем менеджмента не имеет права считать, что если заявитель (держатель сертификата) соответствует ГОСТ ISO 9001-2011, то он будет соответствовать в равной степени ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Именно поэтому заявитель должен пройти новую сертификацию по новому стандарту 2015 года, если хочет получить сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).
Примечание: Возможно, в последствии при наличии сертификата ГОСТ Р ИСО 9001-2015 держатель этого сертификата сможет без прохождения новой сертификации получить сертификат соответствия стандарту на системы менеджмента качества Таможенного союза, идентичный ISO 9001:2015, но по состоянию на сентябрь 2016 года такого документа в рамках Таможенного союза ещё не существует.

Некоторые из обратившихся ОС СМ "ТР-Серт" лиц интересуются некоторой "досертификацией" системы менеджмента, ссылаясь на тот факт, что некоторые из требований стандартов серии ISO 9000 при переходе на новую редакцию не были значительным образом изменены. Орган по сертификации систем менеджмента "ТР-Серт" доводит до сведения заявителей и держателей сертификатов, что термины подобные "досертификации" в настоящее время ни международными, ни российскими нормами не предусмотрены. Поэтому заявителю, если он желает, придётся проходить сертификацию системы, чтобы получить сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015.


ИТОГО: Для получения сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) заявителю, равно как и держателю сертификата на соответствие ГОСТ ISO 9001-2011 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008; ISO 9001:2008), необходимо пройти сертификацию системы менеджмента качества, подав новую заявку на проведение сертификации в орган по сертификации. Других вариантов не предусмотрено.

21.09.2016
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


В соответствии с установленными международными правилами и нормами орган по сертификации и юридическое лицо, в состав которого он входит, не имеют права:

  • проводить консультации по системам менеджмента заявителя;
  • проводить внутренние аудиты систем менеджмента заявителя;
  • каким-либо образом даже обозначать, что сертификация систем менеджмента может быть упрощена (усложнена) в случаях консультирования по системам менеджмента у тех или иных лиц.

Органы по сертификации систем менеджмента обязаны проводить контроль возможных рисков возникновения конфликта интересов и не допускать ситуаций, при которых беспристрастность органа по сертификации может быть поставлена под угрозу.

ОС СМ "ТР-Серт" проводит сертификацию в строгом соответствии с международными правилами и нормами и поэтому ни орган, ни юридическое лицо, в состав которого он входит, ни их сотрудники не имеют права:
- заниматься консультативной деятельностью в области сертификации;
- участвовать в разработке и внедрении системы менеджмента организаций-заявителей;
- а также предоставлять преференции тем или иным лицам на каком бы то ни было основании.

Будьте внимательны! Любые органы по сертификации, участвующие в указанной деятельности, которая может поставить под сомнение его беспристрастность и непредвзятость, могут быть лишены аккредитации (права работать в данной сфере деятельности) в любой момент..

27.09.2016
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


В ОС СМ "ТР-Серт" стали поступать запросы о том, может ли кто-либо выдавать сертификаты соответствия систем менеджмента, если он не имеет аттестат аккредитации. ОС СМ "ТР-Серт" разъясняет: выдавать бумагу под названием "сертификат", подтверждающий соответствие (как продукции, так и систем менеджмента) требованиям тех или иных нормативных документов может кто угодно, вопрос заключён лишь в признании этого документа, а в некоторых случаях (например, в части обязательной сертификации продукции) ещё и законности. ОС СМ "ТР-Серт" не занимается сертификацией продукции, однако, и в оставшейся части краткого ответа также кроется целый ряд "подводных камней", в которых необходимо разбираться.

Начнём с отвлечённых рассуждений о смысле сертификации и аккредитации

В любых взаимоотношениях поставщик-потребитель всегда присутствуют риски как с первой, так и со второй стороны: риском потребителя считается, что производимая продукция может быть признана соответствующей требованиям тогда, когда она им не соответствует, а риском поставщика, напротив - соответствующая продукция признана несоответствующей. Эти риски варьируются по величине и соотношению, однако всегда присутствуют в той или ином объёме. Более того, снижая один из этих рисков, мы неминуемо увеличиваем другой.

Как правило, в схеме "поставщик - потребитель" каждая из сторон старается снизить свои риски за счёт увеличения риска второй стороны, что приводит к различным конфликтным ситуациям, разрешение которых не всегда может быть простым делом.

Например: Пекарь желает продать весь свой хлеб магазину в максимально короткий срок, пока его продукция обладает наибольшими потребительскими свойствам. Магазин, в свою очередь, не желает покупать у пекаря сразу всю партию хлеба, поскольку, во-первых, рискует не продать весь купленный хлеб до истечения срока его хранения, а, во-вторых, не уверен в качестве поставляемой продукции. Каждая из сторон защищает собственные интересы, и каждая из них может потерять потенциальную прибыль, если откажется от сделки. Поиск взаимовыгодного решения с учётом интересов обеих сторон - проблема, которую необходимо решить, учитывая риски обеих сторон.

Одним из факторов риска является качество (то есть соответствие требованиям) объекта (продукции, услуги, системы менеджмента и т.д.).

Здесь тоже можно привести пример: в той же системе пекарь-магазин у магазина присутствует риск получить хлеб ненадлежащего качества (допустим просто невкусный или неправильного цвета), а у пекаря риск того, что магазин под благовидным предлогом откажется приобретать его товар или даже "спишет" его как некачественный, не заплатив пекарю, а на самом деле реализует товар в полном объёме.

В виду очевидной субъективности мнения каждой из сторон в схеме "поставщик - потребитель" имеется большой изъян, в котором объёмы рисков определяются по сути силой одной из сторон. Проще говоря, кто сильнее "тянет на себя одеяло", риски той стороны будут меньше по сравнению с первой. Особо чётко это проявляется при монополии поставщика или монополии потребителя.

На практике с успехом реализуется схема "поставщик - независимая (третья) сторона - потребитель". Роль третьей стороны заключена в том, чтобы независимо и беспристрастно оценить соответствие определённого объекта заранее определённых для него требованиям. Этот способ назван сертификацией, а третья сторона - органом по сертификации.

Простыми словами сертификация - есть способ подтверждения соответствия какого-либо объекта определённым требованиям, при котором подтверждение соответствия проводится третьей стороной (не поставщиком и не потребителем). По сути, сертификация нужна потребителю, чтобы быть уверенным в качестве поставляемой продукции, а поставщику - чтобы покупатель не злоупотреблял своим правом на проверку качества продукции.

Схема "поставщик - третья сторона - потребитель" в идеальном случае должна быть лишена недостатков схемы "поставщик - потребитель", поскольку третья сторона не является заинтересованной в обмане двух других сторон. Третья сторона не производит товар (услугу, работу...), следовательно ей не интересно врать потребителю об истинном качестве объекта. Третья сторона не покупает товар, следовательно ей не интересно врать поставщику о том, что качество его товара хуже реального. Считается, что третья сторона - независимая и беспристрастная. Однако на практике это далеко не всегда так.

Третья сторона может быть заинтересована в тех или иных результатах. В самом простом случае третья сторона или отдельные её сотрудники могут получать вознаграждения за тот или иной итог оценки соответствия.

Например, возьмём ту же схему "пекарь - магазин" и добавим туда некоторый орган по сертификации, который проводит оценку соответствия поставляемого хлеба в магазин. Пусть между пекарем и органом по сертификации существует взаимная договорённость о том, что орган получает 3% от продаж пекарем его продукции в магазин. Тогда органу по сертификации крайне выгодно обманывать в том случае, если хлеб не соответствует заявленным требованиям. А если процент с "левой выручки" за реализацию якобы списанного товара получал бы заместитель руководителя органа, тогда чаша весов бы качнулась в другую сторону.

В таких и подобных этим случаях все преимущества схемы "поставщик - третья сторона - потребитель" сходят на нет. Очевидность того, что поставщик или потребитель будут стараться склонить независимую третью сторону на предвзятое отношение, диктует необходимость каким-либо образом регулировать взаимоотношения "поставщик - третья сторона - потребитель".

На этот моменте на сцену выходят понятия "аккредитация" и его близкий - почти аналог - термин "уполномочивание". По сути, аккредитация - ряд мероприятий, призванный сократить риск того, что третья сторона может быть предвзятой, необъективной или ещё хуже - некомпетентной. Существует несколько подходов к тому, как обеспечивается сокращение указанных рисков. Если указанные мероприятия проводит государство или международная организация, то этот ряд мероприятий называют аккредитацией органа по сертификации; если указанные мероприятия проводит частная организация в рамках собственной системы сертификации, как правило этот ряд мероприятий называется уполномочиванием. На этом небольшом различии мы более не будем касаться уполномочивания и будем все мероприятия называть аккредитацией (как это принято в мировой практике).

Аккредитация органа по сертификации (или лаборатория, в общем случае) в той или иной системе аккредитации - это мероприятия, по результатам которых орган по сертификации признаётся компетентным, объективным и беспристрастным. Систем аккредитации, в общем, довольно большое количество. Только широко признанных систем аккредитации: национальная система аккредитации России, ILAC, IAF, IQnet и другие. Каждая из них выдаёт собственный аттестат аккредитации и разрешает использовать свой логотип на сертификатах соответствия. Естественно, если орган по сертификации имеет на своём сертификате изображения таких общепризнанных систем аккредитации, его компетентность и беспристрастность не может быть подвергнута сомнению, и, наоборот, если орган по сертификации не имеет у себя аккредитации общепризнанных систем, то доверие к нему может быть подорвано вплоть до отмены его сертификатов соответствия, отказа от приёма этих сертификатов теми или иными потребителями.

Об аккредитации в России и Таможенном союзе

В Российской Федерации коммерческими организациями высоким уровнем признания обладают уже вышеперечисленные сертификаты на системы менеджмента от органов по сертификации, аккредитованных в  ILAC, IAF, IQnet - эти международные организации крайне тщательно следят за своими органами по сертификации. Некоторые зарубежные партнёры отказываются от работы с поставщиками, не получившими сертификат в органе по сертификации, не аккредитованном в той или иной системе аккредитации.

В России действует национальная система аккредитации. Сертификаты органов по сертификации, аккредитованных в национальной системе аккредитации, в соответствии с законодательством и международными соглашениями признаются на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза. По сути, государство официально признаёт право органа по сертификации выдавать сертификаты, которые все организации, зарегистрированные в странах-членах Таможенного союза могут принимать. Все взаимоотношения в рамках аккредитации в национальной системе аккредитации определяются Федеральным Законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ и подзаконными актами. Аккредитацию в России проводит Федеральная служба по аккредитации, она же ведёт реестр аккредитованных лиц, имеющих право на национальном уровне выдавать сертификаты соответствия. В Таможенном союзе имеется аналогичный реестр, формирующийся на паритетных началах странами-членами Таможенного союза.

Может ли кто-либо выдавать сертификаты соответствия без аккредитации?

Да, любое физическое или юридическое лицо без аккредитации имеет право выдавать бумагу под названием "сертификат", НО:

  • во-первых, этот сертификат не будет значить ровным счётом ничего, поскольку никакая организация не признает этот сертификат в качестве достаточного обоснования соответствия, а следовательно, никакой поставщик не будет заинтересован в сертификации таким органом по сертификации;
  • во-вторых, если этот сертификат будет похож на какой-либо другой (не говоря уже на сертификаты государственного образца) - это уже подделка документов, сопряжённая к тому же с правонарушением в области стандартизации и правонарушением в области авторского права (дизайн сертификатов, знаков соответствия и проч.);
  • в-третьих, если из текста сертификата или договора с заявителем будет следовать, что данный сертификат выдан аккредитованным органом, то сверх вышесказанного прибавляется возмещение убытков потерпевшей стороне и прочие судебные расходы.

Любые системы аккредитации (как государственные, так и частные) защищают свою репутацию, а государственные - также безопасность своих граждан и юридических лиц. Поэтому за любые проступки и упущения в области сертификации органы по сертификации несут серьёзную ответственность. Неаккредитованные лица не подвергаются такому контролю, поэтому работать с неаккредитованными лицами серьёзные организации вряд ли будут.

Однако, если учесть все нюансы и избегать любых неоднозначных трактовок, которые могут быть восприняты потребителем так, словно бы этот сертификат был выдан аккредитованным органом, любое лицо может выдавать подобные бумаги, для внутренних целей организации или в рамках договора между двумя организациями. Например, это можно сделать в случае если необходимо провести сертификацию дочерней организации. Однако при этом, как правило, прибегают к другому способу: в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" предусмотрена возможность создания и использования различных систем добровольной сертификации. Для регистрации системы необходимо выполнить ряд чётких требований, предусмотренных законодательством, после чего аккредитовать/уполномочить органы и выдавать сертификаты допустимо будет в рамках правил зарегистрированной системы. Так поступают чаще, поскольку данная сфера более чётко регулируется на законодательном уровне.


ИТОГО: выдавать сертификаты соответствия (в том числе на системы менеджмента) при соблюдении требований законодательства допустимо без аккредитации, однако ВНИМАНИЕ(!) имеется большой ряд ограничений и ещё больше нюансов, которые делают подобные мероприятия, как минимум, нецелесообразными и крайне рисковыми. ОС СМ "ТР-Серт" не рекомендует заниматься подобной деятельностью в том числе потому, что подобная деятельность при намеренном или ненамеренном несоблюдении законодательства может быть классифицирована как административное правонарушение и даже уголовно наказуемое преступление.

09.12.2016
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.


С 1 ноября 2015 года [1] до 23 сентября 2018 года, включительно, [2] в Российской Федерации действует одновременно две версии стандарта: ГОСТ ISO 9001:2011 (идентичный ISO 9001:2008) и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (идентичный ISO 9001:2015). Такой подход применяется специально для того, чтобы организации-заявители и органы по сертификации за 3 года успели перейти на работу по новой версии международного стандарта.

В указанный период организация имеет право выбора: сертифицировать систему менеджмента качества по старой и новой версиям международного стандарта. То есть, если организация-заявитель еще не готова перейти на более современный стандарт, она имеет полное право сертифицировать свою систему менеджмента качества по старой версии, а органы по сертификации не имеют права в этом отказать, навязывая сертификацию по новой версии. В этом случае организация-заявитель получит сертификат соответствия, который будет действовать до даты отмены действия международного стандарта - 23 сентября 2018 года.

Однако, стоит отметить, что сертификат соответствия системы менеджмента качества выдается на 3 (три) полных года, и при прочих равных условиях организации-заявителю может быть не выгодно сертифицировать систему менеджмента по старой версии стандарта в силу того, что отмена действия международного стандарта произойдет раньше, чем истечет трехлетний срок действия сертификата.

23.09.2015
эксперт ОС СМ "ТР-Серт"
Черкасов Д.С.